Будущий авантюрист родился во времена, когда Венецианскую республику по праву считали «столицей наслаждения»: высшие чины хоть и были консервативных взглядов, но спокойно относились к общественным порокам и развивали туризм. Родной город Казановы в рамках гран-тура посещали молодые аристократы, которых притягивали игорные дома, куртизанки и знаменитый Карнавал. В этой легкой атмосфере и вырос один из самых знаменитых венецианцев 18 века.
В 1725 году 2 апреля в венецианской семье театральных актеров родился маленький Джакомо Джироламо. Его мать была красивой, талантливой, успешной и популярной актрисой, которая постоянно гастролировала с труппой, поэтому воспитанием сына занималась бабушка. Вскоре умер отец.
Ребенок был очень болезненным. Влажный климат Венеции ему не подходил, и доктора рекомендовали его сменить. Так, девятилетний Джакомо попал в пансион итальянского города Падуя.
Условия в пансионе были ужасными и все его обитатели прозябали в нищете. Но от незавидной участи нашего героя спас его первый учитель — аббат Гоцци, забрав мальчугана к себе. В доме аббата ученик получил не только образование, но и первый любовный опыт.
Это случилось, когда ему исполнилось одиннадцать лет. У аббата Гоцци была младшая сестра, она и стала его избранницей. В скором времени парень окончил университет и стал обладателем ученой степени церковного юриста.
Церковная сутана не привлекала Казанову. Ему нравились женщины, он любил карты и светские развлечения, благо в те времена в Венеции их было вдоволь.
Молодой человек был душой любой компании. Умел находить общий язык со всеми, поэтому без труда находил себе покровителей и получал протекции. Казанова искал себя во многих профессиях, даже на военном поприще. Мечтал стать врачом, но его порочные интересы сыграли свою роль и он вышел в отставку.
После окончания учебы он вернулся в родной город и устроился церковным юристом. Внешность его уже на тот момент выделяла юношу из толпы. Черноглазый, с тщательно уложенными волосами, рост 1,87 м – данные позволили ему быстро обзавестись покровителем, венецианским сенатором Алвизо Гаспаро Малипьеро. Тот научил юношу этикету и деловым манерам.
Церковная карьера не складывалась, за долги даже успел побывать в тюрьме. Джакомо решил приобрести патент офицера: заказал у портного невероятный белый мундир с золотыми эполетами, купил длинную саблю. Таким видом красавец хотел сразить жителей города. Но и военная карьера была слишком скучна для авантюриста, а жалование он проигрывал.
Казанова оставляет службу и устраивается скрипачом в театр Сан-Самуэле, где с удовольствием участвовал в скандальных гуляниях и сомнительных развлечениях. Джакомо осознавал пагубность подобной жизни, но не видел иного пути. Пока однажды знание медицины не позволило ему изменить жизнь: он оказался в одной гондоле с сенатором Джованни ди Маттео Брагадину. Чиновнику стало плохо, и Казанова оказал первую помощь.
Сенатор назначил Джакомо своим референтом, пытаясь сделать из него добропорядочного и образованного человека. Но Казанова настолько любил праздный образ жизни и азартные игры, что не мог покончить с ними. Джованни же предупреждал, что такое поведение закончится плохо, и был прав. За злой розыгрыш своего врага, которому Джакомо с компанией подкинули труп, его обвинили в богохульстве и распутстве. Опасаясь тюрьмы, Казанова бежит в Парму.
В 1749 году путешествует по Италии, ведет распутный образ жизни, после чего отправляется в Париж. По дороге он неоднократно придается любовным утехам.
Во Франции прожил два года, выучил язык, но образ его жизни привлек внимание полиции, поэтому Казанова решил уехать в Германию, затем – в Австрию. В итоге он вновь оказывается в Венеции: пьянки и кутежи становятся еще более необузданными.
Джакомо попадает в тюрьму для политических заключенных, его обвинили в преступлении против веры. Однако Казанове удалось сбежать, не без помощи своих покровителей. Авантюрист снова отправляется в Европу. Джакомо решил вести себя более сдержано, представлялся алхимиком, был знаком с Жан-Жаком Руссо и мадам де Помпадур.
Единственное поприще, где Казанова ощущал себя профессионалом, была любовь. Тут не было ему равных. Но он не коллекционировал красоток, он их любил и каждый роман переживал всей душой. Новая его дама чувствовала себя единственной.
Первый контакт с противоположным полом у Казановы произошел в 11 лет, в доме учителя Гоцци. Возлюбленной стала младшая сестра священника Беттина. Казанова в мемуарах опишет ее как красивую, веселую и увлеченную чтением. Именно эта девушка разожгла в сердце знаменитого авантюриста чувства, которые станут главной страстью Джакомо. Несмотря на то, что Беттина вышла замуж, Казанова сохранил к ней теплые чувства на всю жизнь.
После первого чувства любовные и интимные отношения Казановы были не обременены серьезностью. В воспоминаниях он писал, что главные делом жизни являлись чувства и наслаждения. Однако Казанова был всегда предусмотрителен, используя «предохранительные колпачки», которые мужчина предварительно проверял, надувая. Обременять себя детьми в его планы не входило.
Идеальная связь, по мнению Джакомо, состояла из четырех этапов: сначала он находил женщину, недовольную любовником, затем избавлял ее от затруднения. Следом он соблазнял даму, заводя мимолетный роман. В финале отношений любовник, теряя интерес к женщине, сводил ее с богатым мужчиной или устраивал замуж. Сам же Джакомо ни разу не был женат официально.
Многие из его похождений описаны в мемуарах. Историки признают, что рассказы полны неточностей, возможно, преувеличены, но канва сюжета реалистична. Именно воспоминания позволяют предположить, сколько было женщин у Казановы – не менее 120, к тому же в нескольких местах мемуаров автор между строк намекает на отношения с мужчинами.